Браширование (от английского brush – щётка) заключается в физическом удалении мягких древесных волокон лицевого слоя доски в заводских условиях с помощью специальных жёстких металлических щёток. Благодаря этому древесный рисунок становится насыщенным и контрастным, а годичные кольца дерева – более выраженными и заметными. Также с помощью браширования можно создавать на верхнем слое доски интересные декоративные эффекты, например, имитацию патины – естественного налёта на меди и бронзе.
Технологически браширование можно считать одним из методов искусственного состаривания древесины, но здесь есть нюансы. Внешний эффект «браша» зависит от того, насколько сильно заглублялись щётки в древесные волокна. Можно условно разделить браширование на три типа: мелкое, среднее и глубокое. В зависимости от сорта древесины и выбранного оттенка тонирования производитель решает, какая степень браширования будет уместнее для каждой линейки паркетных изделий.
Мелкий «браш» применяют для подчёркивания древесной текстуры в одноцветных вариантах продукции. В этом случае браширование лишь усиливает контрастность оригинального древесного рисунка, не изменяя его и не добавляя новых оттенков.
Средний «браш» уже делает возможным эффект патины. Такая степень браширования позволяет окрасить основную древесину и древесные поры в разные цвета. Фактически дерево получается двухцветным, что смотрится более выигрышно по сравнению с однотонным полом.
Глубокий «браш» заметен не только визуально, но и на ощупь (особенно если используется масляное покрытие верхнего слоя). Его применяют при искусственном состаривании древесины для создания рельефа на лицевом слое.
Браширование позитивно сказывается на надёжности и долговечности деревянного изделия, ведь при этом из верхнего слоя удаляются мягкие волокна – менее прочные и подверженные деформации. Но далеко не все типы древесины подходят для браширования, даже среди ценных пород. Например, «браш» отлично сочетается с дубом и ясенем, но не применим к буку и клёну.